seltsimees: (Default)
[personal profile] seltsimees

Меня все время удивляет как люди умудряются приходить к выводу, что это добро, а это зло, если у меня получаются выводы зачастую противоположные. Сегодня, да-да, не смейтесь, сегодня, я понял, что прямой линии "добро-зло" не существует. То есть мысли на этот счет были, но больше в том смысле, что линия не прямая и т.п. Банальные аналогии. Сегодня меня пнуло. Есть многомерная система координат, в которой каждый проводит линию "добро-зло" и проецирует на нее точку в этой системе. Скажем, для некоторых линия ДЗ совпадает с линией "Разум-Глупость". Да, РГ - тоже субъективная линия. Но на нее можно опираться, поскольку определенное единодушие в том, что разумно, а что глупо есть. Также и этическая линия "Этично-Подло" имеет определенную устойчивость, даже большую чем РГ. Есть еще нравственная "Нравственно-неприлично". И т.п.

Интересной задачей было бы определить ортогональный базис в этом пространстве Добра и Зла. Но как это сделать, ума не приложу. Я не говорю об объективном, но хотя бы для себя.

Поэтому приходится говорить в относительных терминах. Обычно линия рациональности практически ортогональна этической и нравственной, которые, в свою очередь не ортогональны. А ведь при определении Добра и Зла мы еще используем Эстетику.

Неортогональность этих координатных линий - причина бесплодных споров и противоречивости суждений. Даже один человек представляет собой расплывчатое пятно в этих координатах. ни у одного человека нет точечного мировоззрения и есть очень широкая область допустимого.

Казалось бы, проще всего определить систему координат по абсолютам. Хотя бы не ортогональную для начала. Вот я с абсолютной уверенностью отношу нацизм и расизм в отрицательные характеристики. Нацизм носит в себе признаки как минимум эстетического и нравственного. Но и по шкале рациональности он не нулевой. Как говорится, хрен вам, а не основа.

Что ж, обернемся к нулю. Хотя с него следовало бы начать. И вот тут нам счастье - в нуле этой системы координат так или иначе должен находиться новорожденный. Не имеющий никаких представлений о происходящем в мире.

Какие есть для новорожденного координаты? Жизнь и смерть в первую очередь. Что ж, вот нам и основная ось. Да в общем, никто и не будет спорить, что в человеческом представлении о добре и зле - жизнь положительна, а смерть - отрицательна. Но, хе-хе, не физическая жизнь, а жизнь осмысленная. Потому что, жизнь безмозглого овоща может трактоваться и в сторону зла. А мы вроде как исходим из предположения, что ось добро-зло проходит из области (-,-,-,-,...) в область (+,+,+,...).

И это тупик. Потому что и смерть люди способны определить как добро. Добро - убить мучимого дикими болями больного (некоторые несогласны, но это вопрос религии), добро - убить кусок мяса поддерживаемый механическими системами (но и здесь несогласных достаточно, "ах, я так люблю свою деточку"). А это значит, что есть оси координат, неортогональные оси ЖС, зависимые.

Что ж, попробую в следующий раз : )

Date: 29 Mar 2005 13:36 (UTC)
From: [identity profile] alisa-varia.livejournal.com
А тебе не приходило в голову при этом, что зло всегда конкретно, например нацизм, или поелание, чтобы у кого-то руки отсохли, а добро зачастую расплывчато: смерть - но какая, жизнь - по каким признакам, счастье - вообще сугубо личное понятие.

Date: 30 Mar 2005 00:33 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
Зло тоже неконкретно. Нацизм - зло в моей системе координат, но не скажем какого-нибудь правоосла-патриоида.

Date: 30 Mar 2005 00:51 (UTC)
From: [identity profile] alisa-varia.livejournal.com
Эххх, мы этих гадов давили-давили, душили-душили. (с) Шариков.
У патриотов этих мы навидались уже, комлексы неполноценности так и прут из них.

Date: 30 Mar 2005 00:34 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
А добро тоже в личной системе координат конкретно.

Date: 30 Mar 2005 00:49 (UTC)
From: [identity profile] alisa-varia.livejournal.com
Согласна.

Date: 30 Mar 2005 00:28 (UTC)
From: [identity profile] artefact13.livejournal.com
Существует теория, что нет добра и зла в чистом виде. Они настолько взаимосвязаны, что всегда присутствуют одновременно.
Хотела привести аналогию, а в голову пришло только "Что хохлу хорошо, то свинье смерть". А что, тут и зло, и добро одновременно.

Date: 30 Mar 2005 00:31 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
Я вот вчера и сидел, пытался состряпать матмодель : ) Бесполезное занятие. Удалю наф.
(deleted comment)

Date: 30 Mar 2005 02:42 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
В Спарте поступали очень правильно.

Но вопрос не в этом. Просто вчера размышлял вслух, отрицательный результат, тоже результат.

Date: 30 Mar 2005 02:47 (UTC)
From: [identity profile] kelar.livejournal.com
Извини, я уже сбежала, решив, что по моим внутренним понятиям, мой комментарий слишком близок к КГ\Ам). Я не уверена, насчёт правильности поведения спартанцев, хотя, конечно, их понимаю.

Date: 30 Mar 2005 02:54 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
Угу. Не, все нормально.

Отличный пост

Date: 30 Mar 2005 05:44 (UTC)
From: [identity profile] dysangelium.livejournal.com
Как известно, все добро, зло, вся этика и эстетика, вся разумность - она происходит в голове человека. Поэтому пространство Добра-Зла - это представления всех людей. Проецировать представления конкретного человека тяжело... Мне кажется сомнительной сама предпосылка построения матмодели этого пространства.
Но идея очень интересная... Можно попытаться что-то построить. Но нужно для начала определиться с основными свойствами этого пространства. Допустим, так:
Элемент пространства - эмоциональная оценка (объекта? субъекта?).
Сумма всех элементов равна 0?
Надо определить 0, кстати. Предлагаю состояние нирваны. (Соответственно, все пространство можно назвать Сансарой).
Пространство Z - обладает следующими свойствами:
Ограниченность (элемент имеет предельное значение).
Непрерывность ? (нет двух одинаковых элементов).
Замкнутость?

Date: 30 Mar 2005 06:29 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
У меня есть подозрение, что если обратиться к теории катастроф, то все-таки матмодель построить можно. Вообще, конечная идея была в создании этического калькулятора : ) К несчастью, мои скромные познания в математике настолько заржавели за 10 лет, что дальше картезианских координат пока не работают.
Но попробуем:
Элемент пространства - эмоциональная оценка объекта, хотя можно построить два различных пространства, а потом построить психологию, как отображение одного пространства в другое. : )
Сумма элементов меньше нуля - мир зол : ) Но согласен, скорее всего 0.
Состояние нирваны как 0... Но элементы пространства - не состояния, а оценки. А состояние нирваны оценивается не всеми однозначно. Скорее 0 - это оценка несуществующего объекта. То есть объекта, который никогда не существовал (даже?) в воображении человека.
Z - ограничено, это точно.
Насчет непрерывности тоже согласен.

Мера в этом пространстве и есть Добро/Зло.

Date: 30 Mar 2005 10:33 (UTC)
From: [identity profile] dysangelium.livejournal.com
Ок. Сошлись. Насчет замкнутости неясно, отложим.
За базис - систему координат есть следующие мысли.
Кто сказал, что есть только декартова система координат? Тем более некоторые направления получаются неортогональными. Возьмем n-мерную (а сколько? то еще вопрос; пусть трех-, для начала) сферическую систему. N-1 координат предполагают +/- оценку, одна координата - она же расстояние от центра отсчета - безэмоциональна, это рациональность/логичность...
Что же взять в качестве центра? Объект с нулевой рациональностью, все +/- оценки которого не важны? Долго думал, пришел к выводу, что это смерть субъекта, ибо вся система координат субъективна в высшей степени. Тогда обратный объект - это рождение. Привязка к рациональности тогда несколько искусственна: цель жизни - получение максимальных по силе эмоций за минимальное время. 1 - это рождение, действие, которое предполагает в результате получение максимального в сумме количества эмоций. 0 - смерть субъекта, действие, в результате которого субъект больше никогда не будет получать эмоций, абсолютно бессмысленное.
Анализируя эту ось, получаем по времени функцию жизни: из 1 в 0, неравномерную, но ограниченную у всех, отклонение по другим координатам - этическая оценка своей жизни, может быть сколь угодно извилистой.

Date: 30 Mar 2005 12:47 (UTC)
From: [identity profile] kirkemen.livejournal.com
Как бы тут не запутаться в философии и математике.

Посмотрим, что и как вносит в оценку добра или зла разные характеристики, о зависимости которых друг от друга мы знаем лишь эмпирически, да и то...

Ложь-истина. С точки зрения дискретной математики некоторое утверждение может быть либо только истинно, либо только ложно. Однако, мы вполне можем говорить о проценте истины, содержащейся в некоем утверждении. Да, кстати, очевидно, что объектом оценки являются именно утверждения. Которые в свою очередь образуют пространство управления. А пространство отклика - это уже физическое пространство. Любопытно, но пока не ясно, как применить.

Стоп... Все-таки построить систему координат, что сферическую, что декартову с наскока здесь не удастся.

Попробуем отвлечься от такого подхода.

Идея о том, что оценка "добро-зло" является мотивирующим фактором для действия, мне кажется правильной. Не будем мы делать то, что с нашей субъективной точки зрения является злом. Тем не менее - понятие "зло" существует. Вывод: зло - это всегда продукт внешнего воздействия. Добро же - как результат внешнего воздействия, так и производимый субъектом продукт. Зло всегда имеет две стороны: для одного это зло. для другого - добро. Идет некая подмена терминов... Ладно, оставим пока. Добро же может быть добром для обеих сторон. Хм... Модель зла как некоторого заряженного объекта по отношению к двум разнозаряженным субъектам, а добра как нейтрального... Опять же, любопытно. Надо думать :)

Date: 30 Mar 2005 10:43 (UTC)
From: [identity profile] dysangelium.livejournal.com
Вопрос: у кого абсолютно прямая линия жизни? Вне категорий добра/зла?
Ответ: у того, кто себя не оценивает никак. Животное, что ли... или Будда...

Profile

seltsimees: (Default)
seltsimees

August 2020

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526 272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated 9 April 2026 11:07
Powered by Dreamwidth Studios